На пресс-конференции в РИА Новости подведены итоги автопутешествия Байкал – Москва
Официальные итоги «Большого путешествия «Авто Года» Байкал – Москва на гибридных автомобилях Chery» были подведены 6 декабря в пресс-центре «Россия Сегодня», куда на встречу с журналистами пришли организаторы, экипажи, партнеры и причастные к проекту эксперты.
Церемонию открыл автоэксперт, член общественного совета Федерального дорожного агентства Минтранса России Игорь Моржаретто, напомнивший вкратце о формате и целях проекта. Моржаретто подчеркнул, что автопутешествие стало первым масштабным российским проектом, в котором приняли участие подключаемые гибриды – кроссоверы Chery Tiggo 7 Pro Plug-in Hybrid и Chery Tiggo 8 Pro Plug-in Hybrid. Их экипажи стартовали 30 октября в Иркутске и проследовали через 8 городов (Красноярск, Новосибирск, Омск, Тюмень, Екатеринбург, Уфу, Казань, Нижний Новгород), с тем чтобы финишировать в российской столице. Торжественная церемония Финала «Большого путешествия» в формате открытого общественного отчета состоялась 2 декабря на Международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ. По словам эксперта, 30 дней в пути позволили проверить готовность подключаемых гибридов Chery к осенне-зимним условиям эксплуатации в 11 регионах России, став значимым событием в истории автомобильных исследований.
Затем слово взял руководитель проекта «Автомобиль Года в России» Владимир Безукладников, проехавший большую часть маршрута длиной в 7700 км. Он рассказал об уникальности проекта и его социальной значимости, а также напомнил, что, по сути, завершившееся мероприятие стало ресурсным испытанием новых экологичных типов авто и зимних шин компании Gislaved, партнера автопутешествия. Безукладников также сделал акцент на том, что автопутешествие прошло под патронатом «Автомобиля Года в России» – ежегодной национальной премии, важным направлением деятельности которой является развитие автотуризма. Кроме того, проект, по его словам, позволил участникам впитать энергетику «дедушки-Байкала», познакомиться с уникальными местами России и поднять к обсуждению острые экологические темы.
Выступавший следом технический директор «Большого путешествия «Авто Года» Герман Матвеев рассказал о том, как гибриды справились с испытаниями, а также о непростых дорожных условиях: «Нас ждали серьезные испытания. Местами – наледь, местами – снег, постоянно меняющиеся климатические условия. За почти 8 тыс. км у нас не было ни единой поломки. Из пяти автомобилей мы даже ни одного колеса не прокололи. Разве что мелочи: пробили камнем радиатор на трассе, щебнем разбило пару лобовых стекол и боковое стекло. В дилерских центрах Chery все это за час-два решалось, и мы продолжали движение. Посчитали расход топлива, и в среднем он составил 6 л/100 км, а значит, в сравнении с обычным автомобилем с ДВС мы сэкономили на каждом гибриде порядка 300 л бензина. По поводу развития сети электрозаправок – в регионах с этим пока достаточно трудно. Но гибриды Chery сами себя заряжают, и мы не чувствовали запас по тяге при обгонах благодаря заряженным батареям».
Герман Матвеев добавил, что сразу три силовые установки (1,5-литровый 147-сильный бензиновый турбоагрегат и два электродвигателя суммарной мощностью 88 л. с.) превосходно работают в связке, обеспечивая отличную динамику. Хотя заявленная мощность обоих гибридов 235 л. с., однако возможно кратковременное повышение мощности до 325 л. с. Пиковая тяга впечатляет не меньше – 500 Н‧м. Удобно также, что система рекуперации позволяет накапливать энергию во время торможения. По словам Матвеева, очень помогало оснащение автомобилей передовыми электронными системами помощи водителю. Также специалист отметил хорошую управляемость, продуманную эргономику и несколько режимов работы гибридного привода, включая чисто электрический.
Следующим выступил директор АО «ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС» Владимир Шмаков. По его словам, символично, что на днях исполнилось 18 лет присутствия китайской компании на российском рынке: «На сегодняшний день АО «ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС» – одна из ведущих автомобильных компаний и по объему продаж, и по разветвленности нашей дилерской сети, и по спектру моделей и комплектаций, все наши модели высокотехнологичны. И самое главное – это наша команда профессионалов, виртуозно реализующих свои решения». По словам Шмакова, одна из ключевых целей, которые ставит перед собой компания, – занять лидирующие позиции в трансформации российского рынка: от традиционных автомобилей с ДВС к машинам на новых, альтернативных источниках энергии. «Мы понимаем, что наш экопуть тернистый, но мы к нему готовы, потому что экологическую обстановку в стране, да и в мире, нужно улучшать. Наше «Большое путешествие с «Авто Года» – это демонстрация возможностей и жизнеспособности гибридных автомобилей в российских климатических условиях. Это важный шаг на пути к нашей цели 2025 года: доля в общем объеме продаж внутри марки CHERY 20–25% на автомобили на альтернативных источниках энергии», – подытожил директор АО «ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС».
Затем заместитель директора по развитию нового электрического модельного ряда Chery – Tiggo NEV Дмитрий Максимов рассказал о планах компании Chery на российском рынке по продвижению электрокаров и гибридов: «Мы совершенно уверены в своей передовой продукции и поэтому с радостью предоставили наши подключаемые гибриды именно для такого путешествия, чтобы показать их надежность и выдающиеся технические характеристики. Мы видим, что в мире сегмент NEV растет очень быстро каждый год. Россия подхватывает тренд. В 2023 году в РФ будет продано более 30 тыс. автомобилей сегмента NEV (электрокары и гибриды). Компания Chery видит для себя здесь большой потенциал. Сегодня мы приходим в массовый сегмент NEV, чтобы доказать качество своей продукции и то, что она может использоваться каждый день, в том числе и для дальних путешествий. В связи с этим мы развиваем новый бренд Chery NEV, будем формировать новую дилерскую сеть, которая займется электрокарами и гибридами с фокусом на экологию, технологичность и семейные ценности».
Отдельно участники автопутешествия рассказали о зимних шинах Gislaved, в которые были обуты Chery Tiggo 7 Pro Plug-in Hybrid и Chery Tiggo 8 Pro Plug-in Hybrid. «Мы использовали фрикционные шины Gislaved Soft Frost 200 и «шиповки» Nord Frost 200. Были сомнения, как себя поведет «липучка» Soft Frost 200. В первый же день мы попали в сильный снегопад на перевале Култук возле Байкала, и наше отношение к фрикционным шинам сильно поменялось в положительную сторону. Обе модели отлично себя зарекомендовали. И «липучки», и «шиповки» отлично справились со сложным, местами обледенелым, местами заснеженным дорожным покрытием, шипованная модель сохранила при этом все свои инновационные трехгранные шипы», – прокомментировал Матвеев.
Об экологической миссии проекта подробно рассказал еще один участник автопутешествия – главный редактор портала «Авто Года» Алексей Грамматчиков: «Мы остались под впечатлением от природной красоты, но испытали также и обеспокоенность: как сохранить первозданность этих, по сути, заповедных мест России. Об этом нам рассказывали активисты экологических движений. В частности, в Красноярске экипажи приняли участие в высадке порядка двух десятков деревьев в городском парке Татышев вместе с экологической организацией «Зеленая Дружина». В Новосибирске опытом раздельного сбора мусора поделились представители местной компании «Тайгер-Сибирь». В Омске члены организации «Кедротека» рассказали, как они сажают деревья и кустарники, озеленяют парки, а также покупают у населения макулатуру и сортируют сданные во вторсырье книги. В Тюмени о способах защиты водных ресурсов рассказали активисты движения «Вода Жизнь».
Особенно участники проекта благодарят за сотрудничество «Фонд Озера Байкал». Грамматчиков добавил, что, к сожалению, автомобиль является сегодня серьезным источником загрязнения окружающей среды. Помочь справиться с проблемой могут электромобили и подключаемые гибриды. Идет дискуссия о том, насколько они экологичны с точки зрения производства, но их применение в крупных городах уже дает большой эффект. Так, в гибридном режиме работы Chery Tiggo 7 Pro Plug-in Hybrid и Chery Tiggo 8 Pro Plug-in Hybrid, когда батарейный блок полностью заряжен, расход топлива составляет лишь от 1,8/1,5 л АИ 92 на 100 км пути (в зависимости от модели). При этом по умолчанию Chery Tiggo 7 Pro Plug-in Hybrid и Chery Tiggo 8 Pro Plug-in Hybrid движутся на электротяге, когда отъезжают от парковки, набирают скорость, следуют в пробках, соответственно, выбросы СО2 в таких сценариях существенно ниже, чем у аналогов с ДВС.
Как затем уточнил Игорь Моржаретто, для развития электрокаров важна еще и дорожная инфраструктура. Он рассказал о недавно запущенном участке трассы М-12 «Восток», которую строят в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и планируют продлить как минимум до Тюмени. «Я проехал по М-12 небольшой, но значимый участок. Это часть будущего большого маршрута, который называется «Евразия» и стартует от Санкт-Петербурга через Москву, следуя до Тихого океана. Для автопутешествий важно продвигаться быстро и с комфортом, и трасса М-12 «Восток» как раз дает такую возможность. Здесь 110 км/ч – разрешенная скорость, прекрасное освещенное полотно, что также важно – вдоль трассы по мере ее открытия будет одновременно запущено 16 функциональных зон. Это не просто АЗС, это площадка для отдыха, есть где перекусить, переночевать, постирать белье, и самое главное – на каждой такой функциональной зоне есть электрозарядки», – рассказал эксперт.
Следующими слово взяли журналист и телерадиоведущая Юлианна Разуваева и телерадиоведущий Федор Буцко, рассказавшие о такой важной цели автопутешествия, как развитие автомобильного туризма в России, открытие уникальных уголков страны и развитие туристической инфраструктуры. «Многие мифы, которые изначально были у меня – Сибирь, холода, батареи замерзнут, и мы их не зарядим, – развеивались с каждым километром», – поделилась Разуваева.
В заключение организатор путешествия – «Премия Автомобиль года в России» – вручил благодарственное письмо АНО «Национальные приоритеты». Кульминацией мероприятия стало вручение специальных сертификатов с печатью «Проверено Авто Года» генеральному партнеру – АО «ЧЕРИ АВТОМОБИЛИ РУС» и техническому партнеру – шинному бренду Gislaved. Благодарность была высказана в адрес радиостанции «Серебряный Дождь» и телеканала «Большая Азия». На ресурсах последнего, так же как и на медийных ресурсах «Авто Года», можно увидеть 10-серийный сериал о путешествии.