Экологически чистый транспорт поможет сохранить Байкал

Использование экологически чистых автомобилей внесет вклад в сохранение экосистемы Байкала. Об этом в ходе презентации проекта «Большое Путешествие «Авто Года» Байкал – Москва на гибридных автомобилях Chery» в Иркутске рассказала Ирина Козырь, кандидат биологических наук, начальник научного отдела ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».

По словам Ирины Козырь озеро Байкал – это уникальная экологическая система, которой угрожает ряд проблем, связанных, в первую очередь, с антропогенным воздействием. В частности, главным источником загрязнения Байкала многие десятилетия считался работавший на берегу озера Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. В результате многолетней борьбы в 2013 году предприятие было остановлено. Однако на его месте осталось порядка 6,5 млн тонн токсичных отходов, которые необходимо утилизировать.

Озеро Байкал питают множество рек и притоков. Один из крупных его притоков – река Селенга. Начиная от ее истоков, в нее попадает множество загрязнителей Мы привыкли, что загрязнения поставляют деятельность металлургических, деревоперерабатывающих предприятий. Да, это так. Но сейчас есть новая угроза – это микропластик. В 2019 г. учёные выяснили, какого мусора больше всего на Байкале. Оказалось, что 85% всех отходов это пластик. Анализ состава воды также подтвердил это: за последние 5 лет количество микропластика в озере выросло в 1,5 раза! В 2022 году бизнес, природоохранные организации Байкала и фонд «Подари планете жизнь» выступили инициаторами создания ассоциации «Байкал без пластика». Ассоциация выступает за незамедлительную разработку комплекса мер по выводу из оборота одноразовой пластиковой продукции в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и защиту уникального биоразнообразия Байкала.

Все более острой проблемой для Байкала становится рост «дикого» туризма. Красоты озера привлекают к себе множество людей: по разным оценкам, по посещаемости Байкал стоит на пятом месте в мире. Каждый год в район озера приезжают около 2 млн туристов. Они оставляют за собой порядка 800 тыс. тонн мусора. Экологи подчеркивают, что на Байкале нужно развивать туристическую инфраструктуру, которая могла бы ослабить давление стихийных свалок и прочих последствий нецивилизованного отдыха. И ФГБУ »Заповедное Прибайкалье» , под охраной которого находится более 500 км прибрежной территории Байкала, активно осуществляют работу в данном направлении: строятся оборудованные тропы, визит-центры, разрабатываются нормы рекреационной нагрузки по маршрутам и др.

Одновременно озеру может помочь использование экологически чистых автомобилей. «Привлечение внимание к экологическим проблемам Байкала сейчас очень важно, поэтому можно приветствовать автопробег Байкал – Москва на экологически чистых гибридных автомобилях, – подчеркнула Ирина Козырь. – Снижение вредных выбросов автомобильного транспорта поможет защитить природное наследие не только в районе Байкала, но и в других уголках нашей страны».

Также Ирина Козырь отметила, что «Большое путешествие «Авто Года» можно назвать символичным в связи с тем, что уже более 110 лет назад на Байкале проходили захватывающие автомобильные гонки. В частности, одними из самых масштабных и сложных соревнований того времени стали автогонки Пекин – Париж в 1907 году и Нью-Йорк – Париж в 1908 году, часть маршрута которых пролегала по побережью Байкала. «Нынешнее автопутешествие можно назвать продолжением тех славных традиций, оно будет способствовать развитию цивилизованного автомобильного туризма на Байкале, что очень важно для будущего уникальной экосистемы самого глубокого в мире пресного озера», – сказала Ирина Козырь.

Еще новости